РАЗВИТИЕ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
На 1 января 2014 год заключены и действуют отраслевые соглашения:
1. Между Профсоюзом и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации на 2014-2016 годы;
2. Между Профсоюзом и Генеральной прокуратурой Российской Федерации на 2014-2016 годы;
3. По организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел Российской Федерации на 2012-2014 годы;
4. Между Профсоюзом и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Профсоюзом на 2010-2012 годы, срок действия которого продлен на три года с внесением изменений и дополнений;
5. По учреждениям, органам и предприятиям уголовно-исполнительной системы на 2014-2016 годы;
6. По центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2012-2014 годы;
7. По органам и организациям Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на 2012-2014 годы;
8. По организациям Федерального архивного агентства на 2014-2016 годы;
9. Между Профсоюзом и Федеральной таможенной службой на 2011-2013 годы, срок действия которого продлен на три года с внесением изменений и дополнений;
10. По федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, находящимся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на 2012-2014 годы;
11. По территориальным органам и подведомственным организациям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на 2014-2016 годы;
12. По органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2012-2014 годы;
13. По организациям, подразделениям и органам Федеральной миграционной службы на 2014-2016 годы;
14. С Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на 2014-2016 годы, а также Коллективный договор по Федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2012-2015 годы.
По состоянию на 01.01.2014 действие отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, распространялось на 685 836 гражданских служащих и работников, в том числе на 170 968 или на 24,9% членов Профсоюза, и коллективный договор по Федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующий социально-трудовые отношения 39 257 работников, в том числе 12 485 или 31,8% членов Профсоюза.
В 2014 году Профсоюзу совместно с представителями нанимателя (работодателями) предстоит заключить на новый срок Соглашения:
Комитеты региональных (межрегиональной) организаций Профсоюза оказывали методическую и практическую помощь выборным органам первичных организаций Профсоюза, представителям нанимателя (работодателям) при разработке коллективных договоров с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации, проводили обучение профактива, осуществляли профсоюзный контроль за соблюдением представителями нанимателя (работодателями) трудового законодательства Российской Федерации, предоставлением гражданским служащим, сотрудникам и работникам социальных гарантий, льгот и компенсаций.
Центральный комитет Профсоюза за счет средств профсоюзного бюджета осуществлял страхование от несчастных случаев со смертельным исходом, а также получения инвалидности первой группы в результате несчастных случаев при исполнении служебных обязанностей всех членов Профсоюза.
На заседаниях постоянной комиссии ЦК Профсоюза по социально-экономическим проблемам изучены:
В рамках работы с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрены и направлены предложения к проектам:
и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.
Подготовлены и направлены предложения в:
Информация о выполнении Соглашений в 2013 году представлена 58 комитетами региональных (межрегиональной) организаций Профсоюза.
С целью оказания методической помощи первичным организациям Профсоюза разработан макет коллективного договора.
В развитие достигнутых договоренностей в рамках социального партнерства направлялись обращения:
Президенту Российской Федерации (от 14.02.2014 № 75/5) о необходимости увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы.
По итогам рассмотрения получен ответ Министерства труда и социального партнерства Российской Федерации (от 21.03.2014 № 18-1 ООГ-186) о том, что Министерством финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во исполнение положений подпункта «О» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в настоящее время прорабатывается вопрос о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, доведении уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда.
Принимая во внимание, что в компетенцию Правительства Российской Федерации входят полномочия представления Президенту Российской Федерации предложений о расходном обязательстве Российской Федерации в виде ежегодного увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской аналогичное направлено обращение к Председателю Правительства Российской Федерации (от 22.04.2014 №250/5).
1 мая 2014 года в Кремле состоялась встреча с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, на которой Председатель Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Н.А. Водянов, выполняя решение Президиума Профсоюза, обратился к Президенту Российской Федерации с инициативой по усилению социальной защищённости работников Федеральной службы судебных приставов.
По состоянию на 01.01.2014 комитетами региональных (межрегиональной) организаций Профсоюза заключено и пролонгировано 583 региональных отраслевых соглашений, положения которых распространяются на 441 931 или 47,9 % члена Профсоюза.
В 2013 году в 40 региональных (межрегиональной) организациях Профсоюза действовали 579 отраслевых соглашений, заключенных на территориальном уровне, в 52 организациях – 959 соглашений, заключенных территориальными комитетами Профсоюза в составе координационных советов профсоюзов.
Комитеты региональных (межрегиональной) и территориальных организаций Профсоюза:
По состоянию на 01.01.2014 г. Профсоюз объединяет (без учета профсоюзных организаций учащихся, Ингушской и Камчатской организаций) 18 937 организаций различных форм собственности, из которых в 16 932 (89,4%) заключены коллективные договоры.
Коллективные договоры распространяются на 811 728 или 88,1% членов Профсоюза.
В отчетном году в 23 региональных (межрегиональной) организациях Профсоюза увеличилось количество коллективных договоров при увеличении или сохранении числа первичных профсоюзных организаций.
Так, в Краснодарской краевой организации при увеличении числа организаций на 35, количество договоров возросло на 49, в Кабардино-Балкарской республиканской при увеличении числа организаций на 9, количество договоров возросло на 19, в Удмуртской республиканской организации при сохранении числа организаций на уровне прошлого года, количество коллективных договоров увеличилось на 47.
Средний показатель охвата организаций коллективными договорами по Профсоюзу составляет 89,4% (в 2012 году – 89,5%).
Самые высокие показатели достигнуты в Алтайской краевой (98,2%), Кабардино-Балкарской (97,7%), Чеченской (97,3%), Нижегородской (96,4%), Марийской (96,3%), Ульяновской (96,1%), Дагестанской (96%), Краснодарской и Удмуртской (93,9%) организациях Профсоюза.
Средний показатель охвата коллективными договорами членов Профсоюза в целом по Профсоюзу составляет 88,1% (в 2012 году – 89,1%).
В 50 региональных (межрегиональной) организациях Профсоюза показатель охвата членов Профсоюза коллективными договорами выше среднего по Профсоюзу.
Самые высокие показатели охвата коллективными договорами членов Профсоюза, при сохранении результатов прошлого года отмечаются в Кабардино-Балкарской (98,5%), Алтайской краевой (98,2%), Курганской (97,8%), Белгородской (94,7%), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (94,5%), Удмуртской (93,1%), Московской областной (92,3%) региональных (межрегиональной) организациях Профсоюза.
Наименьший показатель охвата коллективными договорами членов Профсоюза в 2013 году – в Иркутской областной (35,8%), Хакасской республиканской (44%), Архангельской областной (52,1%), Магаданской областной (52,1%), Московской городской (56,0%), Карельской республиканской (56,9%) организациях Профсоюза.
В отчетном периоде комитетами Алтайской краевой, Белгородской, Владимирской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Краснодарской, Курганской, Магаданской, Марийской, Московской областной, Ростовской, Самарской, Татарстанской, Удмуртской и Чеченской региональных организаций Профсоюза улучшена работа по всем показателям проведения коллективно-договорной кампании.
Причинами не заключения, а также уменьшения числа коллективных договоров являются:
1). Наличие профсоюзных организаций, насчитывающих менее 50% членов Профсоюза от работающих в данных организациях;
2). Малочисленность профсоюзных организаций (сельские, поселковые администрации);
3). Реформы, проводимые в сфере государственного управления (на федеральном, в субъектах Российской Федерации и муниципальном уровнях);
4). Невозможность установления дополнительных социальных льгот, гарантий и компенсаций, по мнению сторон социального партнерства, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации финансирование территориальных органов государственной власти и казенных учреждений осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных до них лимитов;
5). Достаточная степень защищенности, по мнению представителей нанимателей (работодателей) и самих работающих, их прав действующим законодательством Российской Федерации;
6). Недооценка роли коллективных договоров на местах, как представителями нанимателя (работодателей), так и руководителями выборных профсоюзных органов;
7). Отсутствие необходимой настойчивости со стороны председателей первичных организаций Профсоюза;
8). Уменьшение общего числа профсоюзных организаций в учреждениях вследствие их реорганизации, присоединения или ликвидации;
9). Уточнение данных прошлого периода.