Межрегиональная Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественная организация Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации

Ответы на часто задаваемые вопросы о нерабочих днях

    09.04.20200

    1. Какими нормативными актами регламентируется режим нерабочих дней?

    Основными документами, устанавливающими режим нерабочих дней, являются Указы Президента РФ:

     – Указ Президента № 206 от 25.03.2020 (установлены нерабочие дни с 30.03.2020 по 03.04.2020);

     – Указ Президента № 239 от 02.04.2020 (установлены нерабочие дни с 04.02.2020 по 30.04.2020).

    В соответствии с Указом № 239 от 02.04.2020 с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно устанавливаются нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

    Кроме того, Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало разъясняющие материалы:

    – Методические рекомендации по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства (https://rosmintrud.ru/docs/1367);

    – Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (https://rosmintrud.ru/docs/1368) (далее ­– Рекомендации Минтруда);

    – Дополнение к Рекомендациям работникам и работодателям (https://rosmintrud.ru/docs/1370) (далее – Дополнение к Рекомендациям Минтруда);

    Также приняты Рекомендации работодателям в отношении применения (распространения) на работников режима нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г., одобренные на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 26 марта 2020 г. (http://static.government.ru/media/files/1rCRXQFzANZQKsZ0OJAuTaXma9xzMqa4.pdf)

    Помимо этого, Минтруд опубликовал на сайте ряд ответов на вопросы, возникающие у работников и работодателей:

    – Вопросы-ответы по организации работы и соблюдению прав работников в период нерабочей недели от 02.04.2020 (https://rosmintrud.ru/employment/54);

    – Вопросы-ответы по организации удалённой работы и оформлению больничных в период кампании по противодействию распространению коронавируса от 23.03.2020 (https://rosmintrud.ru/employment/employment/785).

    2. На какие организации не распространяется Указ № 239?

    Указ № 239 содержит перечень организаций, на которые не распространяется действие нормы о нерабочих днях (этот перечень был несколько расширен по сравнению с Указом № 206). Кроме того, в Рекомендациях Минтруда также дополнительно разъясняется, на какие организации Указ не распространяется. Несмотря на то, что указанные Рекомендации относятся к Указу № 206, представляется, что содержащиеся в них разъяснения можно применять и к Указу № 239.

    Так, в Указе № 239 и Рекомендациях Минтруда указано, на какие организации режим нерабочих дней не распространяется:

    Указ № 239

    Рекомендации Минтруда

    а) непрерывно действующие организации;

    непрерывно действующие организаций, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям.

    Кроме того, организации в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоотчистки и водоотведения; эксплуатирующие опасные производственные объекты и в отношении которых действует режим постоянного государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения; организации атомной промышленности; строительные организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей; организации сельскохозяйственной отрасли, занятые на весенних полевых работах;

    б) медицинские и аптечные организации;

    медицинские и аптечные организации, организации, обеспечивающие непрерывность их производственно-технологической деятельности, а также организации социального обслуживания;

    в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;

    организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости; организации, которые в целях обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости оказывают складские услуги, транспортно-логистические услуги; организации торговли;

    г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

    д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

    организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, в том числе предприятия, выпускающие средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, лекарственные средства, медицинские изделия, теплотелевизионные регистраторы, бесконтактные термометры и установки обеззараживания воздуха, а также предприятия, выпускающие материалы, сырье и комплектующие изделия, необходимые для их производства; организации, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции; организации в сфере обращения с отходами производства и потребления; организации, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание населения; организации системы нефтепродуктообеспечения; организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций; организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения; организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно- разгрузочные работы;

    е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);

     

    ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

     


    В соответствии с пп. «ж» п. 4 Указа № 239 субъекты РФ могут дополнительно определить организации, на которые не будет распространяться Указ № 239.

    В Ленинградской области такие организации определены п. 1.21 Постановления Правительства Ленинградской области от 03.04.2020 № 171 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4700202004060002):

    1) организации, при условии соблюдения карантинных мер, применения мер дезинфекционного режима, организации доставки сотрудников от мест проживания к месту работы и обратно с использованием средств индивидуальной защиты, увеличения кратности уборок помещений, использования входной термометрии и недопущения работы сотрудников с симптомами ОРВИ, включенные в перечень системообразующих организаций экономики Ленинградской области, утвержденный распоряжением Губернатора Ленинградской области;

    2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность за пределами населенных пунктов Ленинградской области, где выявлены массовые случаи заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19, при условии выполнения карантинных мер, применения, мер дезинфекционного режима, средств индивидуальной защиты, увеличения кратности уборок помещений, использования входной термометрии и недопущения работы сотрудников с симптомами ОРВИ, осуществляющие основной вид экономической деятельности в соответствии с кодами Общероссийского классификатора ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Госстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, предусмотренными приложением 1 к настоящему постановлению;

    3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие основной вид экономической деятельности в соответствии с кодами Общероссийского классификатора ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, предусмотренными приложением 2 к настоящему постановлению, при условии осуществления деятельности дистанционным способом;

    4) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций, а также организации, предоставляющие услуги в сфере страхования ответственности при условии выполнения карантинных мер;

    5) организации и индивидуальные предприниматели, расположенные вне торговых, торгово-развлекательных центров, осуществляющие продажу строительных, хозяйственных товаров, автозапчастей, детских товаров, табачных изделий, товаров для сада и огорода, газет и журналов при условии обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты и расстояния при обслуживании не менее 1,5 метра между посетителями;

    6) организации, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом;

    7) салоны сотовой связи;

    8) организации общественного питания, оказывающие услуги общественного питания в помещениях предприятий (организаций) исключительно в отношении работников соответствующих предприятий (организаций) или осуществляющие производство, обслуживание на вынос или с доставкой заказов;

    9) организации, учредителями которых являются органы исполнительной власти Ленинградской области, учреждения, подведомственные органам исполнительной власти Ленинградской области, по решению руководителя соответствующего органа исполнительной власти Ленинградской области.

    В Санкт-Петербурге меры по противодействию коронавирусной инфекции определены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

    Однако в данном акте отсутствует перечень организаций, которые исключаются из-под действия Указа № 239 на основании пп. «ж» п. 4. (http://docs.cntd.ru/document/564437085).

    3. Можно ли продолжать работу, если на организацию Указ не распространяется?

    Прямо из Указа № 239 это не следует, однако Минтруд в своих Рекомендациях пояснил, что работники, осуществляющие удаленный режим работы, по согласованию с работодателем имеют право на его продолжение в период действия Указа с обязательным соблюдением требований Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (п. 3 Дополнения к Рекомендациям, ответы на вопросы от 02.04.2020).

    4. Как будет производиться оплата труда за нерабочую неделю, может ли работодатель уменьшить заработную плату либо оклад?

    Минтруд пояснил (п. 1, 3 Рекомендаций Минтруда), что наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам.

    Работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

    Работникам организаций, на которые не распространяется действие Указа, оплата производится в обычном, а не повышенном размере, так как нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням.

    Повышенная оплата работающим может быть установлена работодателем самостоятельно.

    5. Что подразумевается под заработной платой, которая в соответствии с Указом должна быть сохранена за нерабочие дни? Подразумевается ли под этим термином оклад, либо вся сумма, которую обычно получает человек.

    Позиция Минтруда (ответы на вопросы от 02.04.2020): Заработная плата устанавливается трудовым договором между сотрудником и работодателем. Под заработной платой как правило подразумевается должностной оклад, компенсационные надбавки и стимулирующие выплаты, если таковые установлены на предприятии. Таким образом, в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации о нерабочих днях сотрудники должны получить именно заработную плату, предусмотренную трудовым договором. 

    Размер оплаты должен соответствовать тому, который работник получил бы, если бы отработал эти дни полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате).

    Примечание Правовой инспекции труда Межрегиональной организации ПРГУ РФ: При этом необходимо иметь в виду, что работодатель может устанавливать в качестве оснований для начисления стимулирующих выплат (премий) достижение в отчетном периоде определенных показателей и т.п. В таком случае премия является обязательной для выплаты только при соблюдении условий (достижение определенных показателей). В условиях нерабочих дней, вероятно, будет невозможно выполнить показатели премирования, если работа фактически не осуществляется.

    6. Что будет с отпуском, который приходится на март-апрель?

    Однозначного ответа на этот вопрос нет, а позиция Министерства труда и социальной защиты неясна и противоречива.

    В соответствии с Рекомендациями Минтруда «нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года в число дней отпуска не включаются и отпуск на эти дни не продлевается».В ответах на вопросы от 02.04.2020 Минтруд также указал, что «если работник с 30 марта по 30 апреля находится в отпуске, то отпуск на эти дни не продлевается». Между тем, корректность таких разъяснений вызывает сомнения. Несмотря на то, что понятие нерабочих дней в Трудовом кодексе отсутствует, порядок расчета продолжительности отпуска Трудовым кодексом установлен.Учитывая, что нерабочие дни «не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням», должны применяться общие правила ТК РФ. В соответствии со ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях. Исключения из этого правила должны быть прямо оговорены. Такими исключениями являются:– невключение определенных дней в отпуск (нерабочие праздничные дни не включаются в отпуск – ст. 120 ТК РФ),– продление отпуска в случаях, предусмотренных законом случаях (ст. 124 ТК РФ).Поскольку ТК РФ не устанавливает специальных правил, нерабочие дни должны были бы включаться в число календарных дней отпуска. Однако Рекомендации Минтруда содержат иное правило – что нерабочие дни «в число дней отпуска не включаются». Это предполагает, что при расчете продолжительности отпуска, такие дни в качестве дней отпуска не учитываются.В то же время тот факт, что отпуск на эти дни не продлевается, в свою очередь означает, что работник по окончании периода отпуска должен приступить к работе (если к данному сроку не будет ограничений).При таких обстоятельствах в условиях существования Разъяснений Минтруда и их возможного противоречия Трудовому Кодексу невозможно сделать однозначный вывод о том, что происходит с отпуском, приходящимся на нерабочие дни.

    7. Может ли работодатель обязать работника пойти в оплачиваемый (или неоплачиваемый) отпуск?

    Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который является обязательным для работника или работодателя (ст. 123 ТК РФ).

    Работодатель не вправе обязать работника пойти в отпуск в период отличный от того, который указан в графике отпусков.

    Как отмечает Минтруд, по желанию работника работодатель имеет право предоставить отпуск на период нерабочих дней. Перенос запланированных ранее на этот период осуществляется по взаимному согласию работодателя и работника.

    Отпуск без сохранения заработной платы («отпуск за свой счет») может быть предоставлен работнику только при согласии самого работника и работодателя. Однако некоторым категориям работников работодатель обязан предоставить такой отпуск по их заявлению (ст. 128 ТК РФ).

    Председателям первичных профсоюзных организаций необходимо следить, чтобы волеизъявление на предоставление отпуска без сохранения заработной платы, а также на перенос оплачиваемого отпуска на нерабочие дни было добровольным.

    8. Какие меры должны предпринимать работодатели?

    Минздрав России рекомендует всем работникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться в течении рабочего дня с большим количеством людей (продавцы магазинов, кассиры на общественном транспорте, работники аптек, сотрудники МВД, МФЦ и иных государственных организаций), носить средства индивидуальной защиты – маски и перчатки, регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами.

    Работодателям рекомендуется обеспечить таких работников соответствующими средствами индивидуальной защиты. (https://www.rosminzdrav.ru/news/2020/04/05/13652-rekomendatsii-rabotnikam-i-rabotodatelyam-v-usloviyah-rasprostraneniya-koronavirusnoy-infektsii)

    Кроме того, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 на работодателей возлагаются некоторые обязанности.

    Организации, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения должны:

    – до 10.04.2020 обеспечить принятие локальных нормативных актов, устанавливающих стандарт безопасной деятельности организации, в том числе обеспечения санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Стандарт безопасной деятельности) в соответствии с примерной формой, утвержденной Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (http://cipit.gov.spb.ru/deyatelnost-predpriyatij-v-period-ogranichenij);

    – обеспечить соблюдение Стандарта безопасной деятельности.

    9. Кому полагается пособие по временной нетрудоспособности (больничный листок)?

    Порядок получения пособия по временной нетрудоспособности различается в зависимости от оснований возникновения временной нетрудоспообности:

    1. Пособие по временной нетрудоспособности для граждан 65 лет (и старше), находящихся на самоизоляции.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 402 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004020018) застрахованные лица, соблюдающие режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках вправе оформить временную нетрудоспособность на 14 календарных дней с 6 по 19 апреля 2020 г.

    Однако таким правом не обладают лица, переведенные на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске.

     Кроме того, гражданин обязан соблюдать режим самоизоляции, в противном случае он должен будет возместить Фонду социального страхования причиненный ущерб.

    Листки нетрудоспособности формируются на основании данных, переданных в ФСС работодателем.

    2. Пособие гражданам, прибывшим из стран, где зарегистрированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

    Порядок оплаты назначения пособия данной категории граждан устанавливается Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 № 294 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003190008).

    Указанные Временные правила распространяются на застрахованных лиц, прибывших в Российскую Федерацию с территории стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), а также на проживающих совместно с ними застрахованных лиц.

    Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности необходимо направить заявление о выдаче электронного листка нетрудоспособности, а также иные документы и сведения (см. ниже), посредством личного кабинета застрахованного лица, доступ к которому обеспечивается посредством единой системы идентификации и аутентификации (учетная запись портала «Госуслуги»).

    Если у лица, которому оформляется пособие по временной нетрудоспособности отсутствует учетная запись на портале «Госуслуги», то заявление о выдаче электронного листка нетрудоспособности с его согласия может быть подано другим лицом, у которого такая учетная запись есть.

    К заявлению о выдаче электронного листка нетрудоспособности представляются следующие документы (сведения):

    электронные образы страниц загранпаспорта, подтверждающих пересечение государственной границы Российской Федерации (первый лист с фотографией, страницы с отметками о пересечении государственной границы Российской Федерации);

    электронный проездной документ (билет) или электронный образ проездного документа или иных документов, подтверждающих пребывание на территории иностранного государства (при отсутствии отметки о пересечении границы РФ в заграпаспорте);

    электронные образы документов, подтверждающих совместное проживание с лицами, прибывшими в Российскую Федерацию с территории стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), - для проживающих совместно с застрахованными лицами, прибывшими в Российскую Федерацию с территории стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

    3. Пособие иным категориям граждан.

    Иные категории граждан получают пособие по временной нетрудоспособности на общих основаниях.

    При этом если с 1 апреля по 31 декабря 2020 года пособие по временной нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом, пособие выплачивается в размере, исчисляемом исходя из минимального размера оплаты труда, в расчете за полный календарный месяц

    (Федеральный закон от 01.04.2020 N 104-ФЗ "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка") (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010077).

    10. Работник продолжает работать, может ли он использовать льготный проездной билет?

    С 28 марта по 30 апреля 2020 года приостановлено действие льготных и бесплатных проездных билетов в отношении всех категорий обучающихся, а также граждан, являющихся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно).

    Действие билетов будет приостановлено в городских и пригородных автобусах, наземном электрическом транспорте, метрополитене, в поездах пригородного сообщения.

    При этом Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 121, на основании которого введено данное ограничение, не делает исключения для работников организаций, которые продолжают работать во время нерабочих дней. Им также придется приобретать нельготные проездные билеты.

    Впоследствии приостановленный период будет полностью восстановлен. Порядок восстановления приостановленного периода действия льготных и бесплатных проездных билетов будет сообщен Комитетом по транспорту дополнительно.

    Кроме того, Комитет по транспорту обращает внимание, что в период действия ограничительной меры в общественном транспорте Санкт-Петербурга не действуют все виды льготных (бесплатных) именных проездных билетов:

    — проездной билет инвалида, в том числе ребёнка-инвалида, и лиц их сопровождающих

    — бесплатные проездные документы детей из многодетных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца

    — бесплатный именной автобусный билет школьника

    — месячный именной автобусный билет для учащихся

    — месячный именной автобусный билет для учащихся (пригородный), месячный именной единый (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билет для учащихся

    — месячный именной единый (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билет для студентов

    — месячный именной комбинированный (трамвай, троллейбус, автобус) билет для студентов

    — месячный именной билет метро для студентов

    — месячный единый (трамвай, троллейбус, автобус, метро) именной льготный билет

    — проездной билет «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».

    В целях снижения расходов на транспортные услуги Комитет по транспорту рекомендует использовать нельготные проездные билеты длительного пользования, реализуемые в кассах метрополитена, например:

    — Единый электронный билет, предоставляющий право на совершение поездок в пределах фиксированной суммы (пассажир сам определяет сумму, вносимую на ресурс билета, срок действия билета до трёх лет с возможностью пролонгации, стоимость одной поездки на наземном транспорте от 33 до 29 руб., на метрополитене от 38 до 34 руб.)

    — единые суточные билеты от 1 до 7 суток (стоимость билета от 185 до 705 руб. соответственно)

    Стоимость одной поездки на метрополитене при оплате проезда в турникете:

    — банковской картой платёжной системы «Мир» — 41 руб.

    — банковским приложением Единой карты петербуржца — 36 руб.

    (По информации Комитета по транспорту https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/news/185855/)


    Комментарии:



    Яндекс.Метрика
    • Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации
    • Федерация Независимых Профсоюзов России - ФНПР
    • Ленинградская Федерация Профсоюзов
    • Электронная версия еженедельной газеты «Солидарность» издается с 1991 года
    • Социально-трудовые конфликты в Российско федерации
    • Сайты региональных организаций Профсоюза