Межрегиональная Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественная организация Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации

Итоги правозащитной работы за 2020 год

Правозащитная работа в Межрегиональной организации Профсоюза организована на основе Программы действий Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза на 2015 – 2020 годы, в соответствии с положениями Устава Профсоюза и действующего законодательства.

Организация и руководство правозащитной деятельностью Межрегиональной организации Профсоюза осуществляется её выборными органами: Председателем, Комитетом и Президиумом Межрегиональной организации Профсоюза.

Правозащитная работа в Межрегиональной организации Профсоюза в отчётном году велась совместными действиями:

- 3 штатных профсоюзных юристов: правовые инспекторы труда: Кизилов А.В., Комиссарова Е.В. (Аппарат Комитета), Соцкова Е.Н. (по Волховскому району Ленинградской области, совместительство); на 31.12.2020 численность штатных профсоюзных юристов составила 3 (п.п. 1 ф. 4-ПИ);

- 5 внештатных правовых инспекторов труда: Румянцева В.А., Сойкина Е.А., Смирнова Е.А., Удалова К.А., Шляндова Т.А. (п.п. 3 ф. 4-ПИ).

Правозащитная работа Комитета в 2020 г. была организована с учетом сложной эпидемиологической обстановки. Расширилось применение информационных технологий в ходе оказания правовой помощи. В ходе объявленных в марте – мае 2020 г. нерабочих дней помощь оказывалась по телефону и электронной почте.

Также были подготовлены методические материалы, разъясняющие правовое положение работников и работодателей в условиях нового правового режима, а также сложностей, с которыми они могут столкнуться.

Большинство поступающих в правовую инспекцию вопросов, как и в предыдущие годы, касается:

  • оплаты труда,
  • рабочего времени и времени отдыха, включая использование различных режимов рабочего времени,
  • коллективных договоров;
  • процедуры сокращения численности или штата работников.

Вместе с тем, в связи с пандемией, стали актуальны вопросы, касающиеся дистанционной работы, а также получения выплат (стимулирующих, страховых, социальных), устанавливаемых в соответствии с правовыми актам РФ (и субъектов РФ) работникам, которые в рамках своей трудовой деятельности взаимодействуют с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

По вопросу дистанционной работы для работников были подготовлено несколько методических материалов. Материалы затрагивали как предшествующее правовое регулирование, которое действовало в 2020 году, так и новую редакцию главы 49.1 ТК РФ.

По вопросам выплат, Комитет неоднократно обращался в Правительство РФ, Правительство Санкт-Петербурга, Президенту РФ об установлении дополнительных мер поддержки за работу, предполагающую взаимодействие с гражданами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией. Однако по существу вопрос разрешен не был. Обращение в ЦК Профсоюза также не привело к какому-либо результату.

Было продолжено взаимодействие с ЛФП, ЦК Профсоюза, органами законодательной и исполнительной власти по вопросам совершенствования федерального и регионального законодательства.

По запросу ЛФП Комитет Межрегиональной организации подготовил правовую позицию по проекту федерального закона № 973252-7 «О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений», указав в том числе на возможные проблемы при его применении.

В 2020 году проведены 382 проверки работодателей, работодателям предъявлено 203 требования об устранении нарушений трудового законодательства. Общее число выявленных нарушений, указанных как в письменных представлениях (требованиях), так и в устных, которых и без письменного оформления оказалось достаточно для признаний 375 (п.п. 5.1.1. ф. 4-ПИ).

В рамках работы по правовому просвещению и пропаганде правовых знаний специалистами правовой инспекции труда, согласно плану работы в 2020 году, принято активное участие в обучающих мероприятиях для профсоюзных кадров и актива, в рамках которых проведены выездные семинары в районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

На семинарах были освещены наиболее актуальные темы: дистанционная работа, а также изменение системы оплаты труда работников государственных учреждений Ленинградской области в связи с принятием нового областного закона, регулирующего оплату труда.

Правовая служба готовила материалы для сайта Межрегиональной организации Профсоюза и страницы в социальной сети «ВКонтакте», где на регулярной основе размещается информация о наиболее значимых мероприятиях по правозащитной работе, их результатах, принимаемых мерах по защите социально-трудовых прав членов профсоюза, а также о важнейших изменениях законодательства, затрагивающих интересы членов Профсоюза.

Всего за 2020 год было подготовлено 15 публикаций на официальном сайте Межрегиональной организации www.myprofcom.ru, освещающих вопросы правозащитной деятельности Профсоюза.

По итогам правозащитной работы за 2020 г. можно привести следующие примеры правозащитной деятельности:

1. По вопросам рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

В комитет Межрегиональной организации за правовой помощью обратилась социальный работник, работающая в одном из социальных учреждений Санкт-Петербурга.

Работодатель привлек ее к дисциплинарной ответственности в виде выговора, причем в приказе о наложении дисциплинарного взыскания не было указано, какие именно действия работника, по мнению работодателя, являются нарушением дисциплины труда; также не было затребовано письменное объяснение.

Для защиты своих прав работница обратилась в суд, где ее интересы представлял правовой инспектор труда Межрегиональной организации Профсоюза

В подтверждение соблюдения порядка процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности работодатель представил в суд некий акт (об отказе работника давать объяснение), который должен был подтвердить то, что работник отказался от дачи объяснений.

 Однако правовой инспектор обратил внимание суда на несколько обстоятельств, благодаря которым указанный акт не был принят в качестве доказательства: работодатель не представил требование о даче объяснения; акт не содержал описание проступка; акт был составлен до истечения двух рабочих дней, которые есть у работника для предоставления объяснения. Кроме того, этот акт не был указан в приказе о привлечении к ответственности, что дало суду основания сомневаться в существовании указанного акта на момент издания приказа. В результате суд пришел к выводу, что процедура привлечения к ответственности была «грубо нарушена» работодателем.

Кроме того, суд поддержал позицию правового инспектора и отметил, что работодателем при наложении дисциплинарного взыскания не было учтено предшествующее поведение работника, не учтены многочисленные благодарности, объявленные как работодателем, так и получателями социальных услуг, что также находится в противоречии с требованиями закона.

По итогам разбирательства суд частично удовлетворил исковые требования, признав дисциплинарное взыскание незаконным и взыскав в пользу работника компенсацию морального вреда.

2. По восстановлению нарушенных прав работника в досудебном порядке.

В Комитет Межрегиональной организации обратилась младшая медицинская сестра, работающая в учреждении социального обслуживания Ленинградской области, в связи с тем, что ей была снижена премия за июнь 2020 г.

В ходе проведения выездной проверки установлено, что было снижено количество баллов (на основании которых определяется размер премии) за предполагаемое нарушение дисциплины труда, совершенное работником в мае 2020 года.

Однако работодатель снизил работнику баллы, а соответственно и премию, за июнь 2020 года. Данное обстоятельство стало прямым нарушением локального нормативного акта, поскольку лишение или снижение премии могло производиться только за тот период, в котором было совершено нарушение или упущение в работе или когда были обнаружены нарушения или упущения.

Таким образом, было подтверждено нарушение прав работника – члена Профсоюза. По результатам проверки работодателю вынесено представление, которое было своевременно исполнено, и работнику была начислена и выплачена недостающая часть премии.

3. По взаимодействию с органами государственной власти.

В Комитет Межрегиональной организации обратилась первичная профсоюзная организация, учреждения аварийно-спасательной службы Санкт-Петербурга с просьбой оказать содействие в установлении

Свою позицию ППО аргументировала тем, что спасатели содействовали экипажам скорой медицинской помощи в транспортировке граждан, зараженных коронавирусной инфекцией и с подозрением на нее.

Комитет направил обращение Губернатору Санкт-Петербурга с предложением рассмотреть вопрос об установлении страховой выплаты для спасателей и пожарных, привлекаемых к транспортировке больных коронавирусной инфекцией.

В ответе вице-губернатора Эргашева О.Н. указывалось, что жизнь и здоровье спасателей застрахованы в соответствии с ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.09.2016 № 839 «Об обязательном страховании спасателей Санкт-Петербурга», а значит, установления дополнительных мер поддержки не требуется.

Однако указанный ответ противоречил приведенным выше нормативным актам, поскольку  заражение коронавирусной инфекцией к страховым случаям не относится. В повторном обращении указанная позиция была доведена до Губернатора Санкт-Петербурга, однако новый ответ по существу вообще не содержал какой-либо аргументации.

Комитет Межрегиональной организации также направлял обращение в поддержку разработанного Комитетом законности правопорядка и безопасности проекта нормативного акта, устанавливающего выплаты указанным категориям работников, однако выплаты так и не были установлено.

Параллельно велось взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросу установления стимулирующих выплат указанной категории работников, поскольку на тот момент для установления выплат работникам, работающим с пациентами у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, субъектам РФ требовалось предоставление межбюджетных трансфертов. Взаимодействие с Правительством также не привело к желаемому результату.

В Комитет стали поступать обращения членов Профсоюза, работающих в учреждениях социального обслуживания, подведомственных Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, которым было отказано в назначении страховой выплаты, установленной Постановлением Правительства №221 от 20.04.2020 № 221.

Указанное постановление распространяется только на работников организаций, подведомственных Комитету по здравоохранению, администрациям районов Санкт-Петербурга, а также федеральным органам исполнительной власти, но не распространяется на работников учреждений, подведомственных Комитету по социальной политике, при том, что в подобных учреждениях организуются отделения по наблюдению и лечению получателей социальных услуг, заразившихся новой коронавирусной инфекцией.

Губернатору Санкт-Петербурга было направлено обращение с предложением устранить допущенную несправедливость в правовом регулировании.

В полученном ответе вице-губернатор Эргашев О.Н. указал, что при принятии постановления учитывался в первую очередь высокий риск заражения работников медицинских организаций, при этом какой-либо информации о проведенном расчете рисков заражения представлено не было. С целью получения указанной информации направлено новое обращение.

Кроме того, направлено обращение в адрес Президента РФ по вопросу о распространении стразовой выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ  от 06.05.2020 № 313, на работников иных организаций, а не только медицинских.



Яндекс.Метрика
  • Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации
  • Федерация Независимых Профсоюзов России - ФНПР
  • Ленинградская Федерация Профсоюзов
  • Электронная версия еженедельной газеты «Солидарность» издается с 1991 года
  • Социально-трудовые конфликты в Российско федерации
  • Сайты региональных организаций Профсоюза