03 декабря Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект о ведении «электронных трудовых книжек. Следующим шагом должно стать одобрение законопроекта Советом Федерации, а следом – направление Президенту РФ для подписания и обнародования.
О чем законопроект?
Законопроект предусматривает право работника выбрать, какой способ фиксации сведений о его трудовой деятельности будет применяться: традиционный способ – ведение трудовой книжки в бумажной форме, либо новый способ – учет сведений о работе в электронной форме.
В соответствии с добавленной ст. 66.1 Трудового кодекса работодатель будет формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представлять ее для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Технические изменения коснулись и других статей, в которых упоминалась трудовая книжка. Теперь там будут упоминаться еще и «сведения о трудовой деятельности». Например, если раньше при увольнении работника работодатель в последний день работы был обязан выдать трудовую книжку, то теперь нужно будет выдавать либо трудовую книжку, либо предоставлять сведения о трудовой деятельности (статья 66.1) у данного работодателя.
Что именно будет храниться в электронной форме?
Сведения о трудовой деятельности включают информацию:
Что нужно будет делать работодателям?
В целях реализации норм Трудового кодекса (в редакции законопроекта) работодатели в течение 2020 года должны осуществить следующие мероприятия:
1) уведомить до 30 июня 2020 года включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса.
2) принять или изменить локальные нормативные акты (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
3) подготовить и обсудить с представителями работников изменения (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры;
4) обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Что теперь ждет работников?
Каждый работник до 31 декабря 2020 года включительно может подать работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса.
В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку.
Если работник выбрал ведение трудовой книжки, то данный выбор сохраняется и при последующем трудоустройстве к другим работодателям. При этом у работника остается право изменить свой выбор и поменять ведение трудовой книжки на учет сведений в электронной форме. Стоит, однако, отметить, что обратное правило не установлено.
Если же работник впервые поступает на работу после 31 декабря 2020 года, то формирование сведений о трудовой деятельности осуществляется в электронной форме, а трудовые книжки на них не оформляются.